Share
Новая жизнь старой проекционной анаморфотной насадки - Meopta anagon 2x 82.5
Андрей Крамар wrote in poolifilm
Снимая на свою DSLR камеру, в один момент мне захотелось чего-то нового в кадре, и я подумал, что было бы неплохо попробовать съемку с анаморфотной насадкой.
Посидев в интернете, я дополнил свою базу знаний теоретически, и стал переходить к практике.
Но оказалось что на сегодняшний день, для получения стандартного киноформата 2,35:1 из съемки 16х9 нужна анаморфотная насадка с коэффициентом анаморфирования 1,33х
И на рынке было всего несколько таких моделей с ценой в районе 1000$, что мне оказалось не по карману.
Есть, конечно, много старых насадок по цене в 300$ но они все с коэф. анаморфирования 2х, что при съемке с разрешением 1920х1080 даст формат 3,55:1, а это очень узкая картинка, так называемая «танковая щель».
Из более доступных насадок, оказалась анаморфотная насадка ЛОМО 35НАП2, но она так, же имеет коэф. анаморфирования 2х, стоит она от 1000 до 3000р, в зависимости от состояния, её я и решил поискать у себя в городе.
Начал с местного кинотеатра.
Попросил их поискать, не осталось ли от старых кинопроекторов подобной насадки,
и мне вынесли насадку, которую они использовали.
Это оказалась проекционная анаморфотная насадка чехословацкой компании Meopta –
Meopta anagon 2x 82.5.
Я ее видел впервые, и ничего про нее не знал.
Поблагодарил за такой подарок руководство кинотеатра, и побежал домой экспериментировать.



Насадка Meopta anagon по типу 35НАП2, огромная, и тяжелая.
На Ebay, Meopta anagon, стоит в районе 200$, но мне досталась бесплатно.
Приладил ее к своему ригу и начал тестирование с CANON 550D.



С насадкой использовал советский объектив Гелиос 44-2.
Фокусировка у насадки начинается от 3-5метров.
Для более ближней фокусировки, нужны диоптрийные плюсовые фильтры, но на такой размер их естественно нет.
Конечно, картинка с проекционной насадки меня порадовала, широкоформатное изображение я получил, но, как и говорил ранее – это «танковая щель», так как насадка с коэффициентом 2х, и поэтому при монтаже ширину кадра нужно умножать на 2, или разделить на 2 высоту.
Из 1920х1080 получается 3840х1080, или 1920х540 соответственно.
Можно конечно сделать кроп до стандарта 2,35:1, но при этом будет потеря качества.
Если бы у DSLR камеры был бы режим съемки 4:3, а не 16:9, то коэф. 2х дал бы 2,35:1.
Насадка, в общем-то, и предназначена была для формата 4:3.



Спустя некоторое время, я стал обладателем Blackmagic pocket cinema camera.
И вновь мне захотелось опробовать свой анаморфот.
BMPCC снимает в формате RAW, что дает больше перспектив в постобработке.



У камеры BMPCC кроп равен 3, и объектив гелиос 44-2(который я использовал с DSLR камерой), получается 174мм в эквиваленте полного кадра, довольно много и для анаморфота, поэтому я стал использовать объектив МИР1В, он 37мм, в пересчете на полный кадр = 111мм. С моей насадкой и “покет” камерой он вел себя лучше.
Но точно также выходила «танковая щель».



В общем, я уяснил, что с подобными проекционными насадками добиться ближней фокусировки, и стандарта 2,35:1 без переделки не получится.
И я решил насадку переделать!
Суть переделки заключается в том, что бы получить возможность сдвигать и раздвигать  линзы насадки. Тогда я смогу фокусироваться с близкого расстояния и изменять коэффициент анаморфирования.

Первым делом я вытащил линзы из насадки, и стал их располагать так, что бы иметь возможность сдвига передней линзы.
Заднюю прикрутил к линзо-держателю, а передняя по размеру подошла в матбокс.




При разборке насадки, не обошлось и без проблем, вытаскивая переднюю линзу, я сколол небольшой участок стекла, позже оказалось что это никак не повлияло на съемки.


Тестовые съемки показали, что теперь я могу при сдвижении линз и использования объектива МИР1В с камерой BMPCC, фокусироваться с 30см, и получать коэффициент анаморфирования в пределах 1,5х, а это 2,59:1,  что уже ближе к стандарту 2,35:1
Но для получения общего плана, и фокусировки на дальних объектах, линзы нужно раздвигать к первоначальному состоянию, и вновь при этом коэф. становится 2х.
То есть я получил изменяемый коэффициент анаморфирования, что дает мне при монтаже возможность приводить картинку к какому-то одному значению, например, сводить все к 2,59:1, при съемке 1920х1080, это на монтаже 2880×1080 при растягивании или 1920×720 при сжатии.

Объект съемки в 30см, коэф. 1,48х








В общем, я остался довольный таким результатом, но оставлять насадку в таком раскрытом состоянии для полноценной работы, было нельзя, и я решил сделать к ней новый корпус.
Сделать высокоточный корпус на станке, что бы насадка имела вид обычного объектива, у меня возможности не было, и я обратился к истокам фототехники.
И решил изготовить корпус в виде «меха».

Первым делом я сделал из обрезанного хвоста уже не нужного корпуса насадки, крепление для задней линзы и прикрепил к линзо-держателю, а для передней подошел пластиковый переходник для трубы вытяжки. То есть я как бы сделал переходник на квадрат обоих линз




Далее, воспользовавшись одной из технологий изготовления "меха" (в сети много вариантов изготовления), сделал кожух по своим размерам.









"Мех" приклеил к пластиковому переходнику передней линзы, и поставил ее в матбокс. Задняя также была приклеена к хвосту.
В итоге я получил вот такой вид.






Используя возможности RAW съемки, картинка стала выглядеть кинемотографичней.



Так же стала возможным использование с насадкой объективов с разным фокусным расстоянием.
Например теперь с объективом ГЕЛИОС 44-2, я могу фокусироваться с 10см, а используя объектив Зенитар 16 получать общий план.
МИР1В с камерой BMPCC и насадкой является неким штатным, так как на нем я теперь могу получить фокусировку как на расстоянии от 30см до бесконечности.
Фокусировка на анаморфотной системе осуществляется как на объективе, так и на насадке(сдвигом передней линзы), это не так просто, и поэтому требует дополнительной подготовки и не спешной работе на съемках.
Видео я стал приводить к 2,35:1, так как у "покета" отличное качество картинки, и потерь при кропировании фактически не видно, в отличии от DSLR.



А с использованием VARI ND фильтра, я смог получить и то самое специфическое анаморфотное "боке" и ГРИП, при дневной съемке.



Не бойтесь делать что то новое, из забытого старого, и тогда все на первый взгляд невозможное, станет возможным и востребованным.
Удачи в ваших переделках))
Андрей Крамар.

You are viewing poolifilm